Концепции Будо.

Введение

В контексте Будо концепция есть интуитивное знание, получаемое через практику (с опытом). Концепция не может быть правильно понята через интеллектуальные объяснения. Начинающий знает, что она существует – он слышал об этом – но он пока еще не понимает ее. Истинное понимание требует тело, интеллект и эмоции одновременно. Разница между знанием о концепции и пониманием ее может быть объяснена следующим способом.

Кто знает о концепции может говорить о ней.

Кто понимает - может применять ее.

Кто глубоко понимает - тот применяет ее инстинктивно, всегда и везде.

Учитывая сказанное выше возникает вопрос, зачем говорить о концепциях, когда только опыт может привести к пониманию? Более того, эти знания обогащают ученика, только если он открывает их через свои собственные усилия, а каждое открытие похоже на Сатори (просветление). Единственным оправданием для этой главы о концепциях является тот факт, что она пытается показать их взаимозависимость и направление для их поиска. Целью этих страниц является представление вам этих концепций. Оно поможет пониманию через практику. Данная здесь интерпретация концепций является плодом моего собственного опыта и, следовательно, полностью субъективна. Однако если бы я не слышал о них заранее, то очень вероятно, что я не смог бы распознать их, и, несомненно, не смог бы прийти к их пониманию. Настаивая на том, что эти концепции постигаются через практику и все в свое время, я надеюсь, что список, который я представляю далее – а он далеко не исчерпывающий – сможет помочь многим самостоятельным группам открыть чрезвычайно богатый мир Синдо Мусо Рю. И в заключение, разве не понимание этих концепций является целью практики Кобудо? Разве подчинение боевой дисциплине с единственной целью искусно владеть оружием не похоже на чтение поэмы на иностранном языке? Так же как знание слов помогает нам читать, так и понимание этих концепций придает смысл искусству, которое мы практикуем.

Junanshin, или Nyunanshin (податливый ум) (работает с самого начала)

Концепции являются универсальными истинами. Много семян высеивается на пути к «». Если они падают на твердую землю, то они никогда не прорастут. Поэтому исключительно важно подготовить почву, если вы решили изучать Кобудо.

Единственный путь изучать Кобудо с каким-то результатом - еще раз подчеркиваю единственный путь - взять за основу следующие пять элементов:

  1. Терпение (настойчивость, упорство)
  2. Доверие (вера, ответственность)
  3. Скромность (смирение)
  4. Гибкий ум
  5. Открытость (прямота, искренность, непредубежденность)

Любые другие основы ведут к провалу, если они не были специально введены на определенной стадии обучения. Этот идеальный подход к обучению выходит из концепции называемой Junan: гибкий и Shin: ум (или Nyunanshin). Учитель с самого начала работает над корректировкой пяти качеств ученика составляющих эту концепцию. Позвольте мне немного остановиться на важности этих пяти элементов.

Нетерпеливый новичок всегда неосознанно определяет себе цель и время ее достижения. С этой выдуманной целью в голове он неспособен наблюдать, куда он движется. Он будет втаптывать посеянные семена знаний. У него нет терпения позволить этим семенам взойти. Он жаждет быстрого результата. Но он должен научиться побеждать свое нетерпение, научиться двигаться просто, не отождествляя себя с целью, которая должна быть достигнута. Другими словами он должен фиксировать все свое внимание на настоящем моменте (Ichi go Ichi e – здесь и сейчас).

Скептик начинает обсуждение обучения, постоянно обращаясь к тому, как он обучался другим дисциплинам. Он все рассматривает критически, и если он чего-то не понимает, то начинает спорить. Он наделен логическим умом и не будет принимать (или принимать только с большой неохотой) все то, что не поддается проверке. Он будет должен научиться доверять учителю и его выбору методик обучения. В Кобудо ничего не доказывается. Вера существует только внутри себя и только для себя.

Высокомерный ученик, постоянно перегруженный чувством собственного величия, найдет для себя трудным признать, что он ничего не знает. Он будет чувствовать себя стесненно в роли начинающего. Он будет стараться находить оправдание своим ошибкам и недостаткам. Его эго будет воздвигать практически непреодолимый барьер на пути к прогрессу. Он должен работать над собой, чтобы осознать, что он не является центром Вселенной, а всего лишь невежественный путник, среди многих других ищущих.

Упрямый более всех других будет ведом своими не гибкими чертами характера. Он будет рушить дорогу к Do не обращая внимания куда он направляется. Но когда приходит время и ставится под сомнение его путь, его ум, не способный к адаптации, каменеет. В лучшем случае он будет крайне неохотно подчиняться движению в направлении отличном от того, что он считает правильным. Но если он будет также упрям в попытках избавиться от такой негибкой позиции ума, то не все еще потеряно. От заблуждения к разочарованию, от неудач к поражению, его побитый дух будет становиться мягче и будет адаптироваться к внезапным изменениям направления, которые происходят на пути Будо.

Тот, кто не гибок обычно подходит к обучению со следующими аргументами: ”Я очень стараюсь, но я способен заниматься только раз в неделю, потому что у меня есть другие обязательства, работа и т.д.”. Кобудо требует много времени и усилий. Занятый человек должен сделать выбор. Невозможно серьезно практиковать Кобудо один раз в неделю. Это ежедневные занятия, которые требуют 2-3 тренировки в неделю под руководством учителя. Семинары и жизнь в группе занимают важную часть тренировочного времени. Неготовность является основной проблемой и главной причиной для отступничества.

Суммируя вышесказанное: когда кто-либо решает сделать целью жизни самопознание через Кобудо, он должен иметь время, большие способности к адаптации, иметь доверие к самостоятельно выбранному учителю, двигаться вперед спокойно, шаг за шагом, и быть особенно осознанным, внимательным и восприимчивым.

Все эти качества включаются в принцип, который называется Junanshin. Совершенно необходимо чтобы этим качествам с самого начала придавалось особое значение, потому что они являются самой главной истиной на пути постижения Кобудо.

Zanshin (состояние осознанности) (работает с самого начала, прогрессивно растет)

Очень сложно перевести термин Zanshin. Литературно, Zan: оставлять, опережать; Shin: ум. Не очень-то помогает пониманию! Но если эта концепция не поддается определению, то это только потому, что она содержит в себе много других концепций, которые будут рассматриваться отдельно. Давайте договоримся, что даваемые далее объяснения Zanshin – это введение, включающее в себя совокупность таких концепций как Metsuke, Shisei, Ma-ai, Kiai, Kime, Ri-ai также как и более глобальных концепций, таких как Fudoshin, Kan-ken, Muga-mushin и т.д.

Концепция Zanshin передается ученикам в два этапа. На первом этапе начинающий совершенно не представляет, что включает в себя эта концепция. Он должен довольствоваться только копированием внешних аспектов. Внимание концентрируется на глазах противника, положение тела правильное и устойчивое (но позволяющее быстрое перемещение), также должна тщательней соблюдаться дистанция – необходимо всегда безошибочно находится вне досягаемости противником. Энергичный Kiai, хороший контроль над движениями и правильный расчет времени ставят завершающую точку на общей картине Zanshin. Я просто дал описание важных моментов Zanshin, но надо добавить, что при этом должно возникать чувство мощного давления и большой силы.

Но это только образ. Он не отражает внутреннюю сторону Zanshin. Zanshin настолько глубже и реальнее, что этот образ - это только пародия на Zanshin, формы и образы не дают истинного понимания. На втором этапе правильные движения и позы должны быть наполнены более глубоким содержанием – это гораздо более трудная задача, чем первый этап. Это процесс отсева (удаления) всего лишнего, пока не будет достигнута полная внутренняя пустота. Человек может быть полностью восприимчивым, только если он полностью лишен всех субъективных эмоций. Состояние готовности - это не то состояние, в котором правят беспокойство, страх, тревога и нервы. Это состояние подавляющего, неодолимого покоя, как полный штиль в океане. Если попытаться сделать более продвинутое определение, то Zanshin это такое состояние, когда тело находится в скрытом состоянии готовности, сознание свободно от мыслей и эмоций и поэтому готово к восприятию едва различимых сигналов.

Zanshin в чистом виде – это изящное (наполненное силой) положение с ощущением полной готовности. Это одно из наиболее изумительных состояний, которое дают занятия Будо. Из неопределяемого ускользающего феномена Zanshin постепенно становится практической реальностью. Концепция Zanshin начинает развиваться (постигаться) с самого начала и углубляется, проходя через все стадии изучения Синдо Мусо Рю. С самого первого Ката от начинающего требуется чрезвычайная бдительность. Непривыкший к таким усилиям, он будет иногда испытывать кажущиеся непереносимыми нагрузки.

Кроме того, очень интересно наблюдать за людьми в их повседневной жизни, чтобы понять насколько в нашем мире не хватает Zanshin. Стоять возле двери, которая может в любой момент внезапно открыться, перелезать через препятствия, схватиться за горячую сковороду, удариться при вставании обо что-нибудь головой, столкнуться с кем-то, плюс все бесчисленные ежедневные оплошности: ключи оставленные внутри машины, потерянные ценные вещи и т.д. Это все примеры, обычного суматошного ума и неспособного к быстрому реагированию тела.

Zanshin, развитый до высокого уровня, не позволит разрушить позитивный настрой вашей повседневной деятельности.

Metsuke (зрительная концентрация) (работает с самого начала)

Me: глаз; Tsuke: давить, вонзать. Концепция Metsuke является одним из наиболее визуально заметных компонентов Zanshin. Противники обычно смотрят друг другу в глаза, потому что эти «зеркала души» часто выдают эмоции, которые внешне умело скрываются.

Искусство Metsuke состоит в том, чтобы видеть все, не демонстрируя ничего.

Видеть все…

Чем сильнее глаза фиксированы на какой-то конкретной точке, тем более ограничено поле зрения. Поэтому, вместо того чтобы очень пристально вглядываться в противника, смотрите на него так, как будто рассматриваете далекую гору. Не позволяйте его рукам или движениям его оружия отвлекать вас. Спокойно смотрите на среднюю линию тела, улавливая малейшие намеки о том, что ваш противник задумал. Преимуществом такого невозмутимого и самого обычного взгляда является необычайно широкое поле зрения. Не ослабляя своего внимания, вы будете способны предвидеть любые внезапные ситуации. Человек, привыкший к вождению автомобиля, знаком с этим эффектом и прекрасно знает, что нет ничего более опасного, чем постоянно фиксировать взгляд на идущем впереди автомобиле.

…не показывая ничего

Эта часть совершенно отлична от предыдущей. Индивидуальные эмоции, такие как опасение, испуг, неуверенность, раздражение, гнев и радость находят плодородную почву на поле боя. В истинном понимании не показывать ничего через глаза, означает не только то, что эти эмоции должны контролироваться, они всегда предадут вас. Совершенно необходимо полностью избавиться от всех эмоций.

Это, конечно, требует длительного периода работы над собой, выходящей далеко за пределы занятий в Dojo. Занимающийся в ближайшем будущем встретится с концепциями, которые покажутся не имеющими никакого отношения к Кобудо, но которые будут рассматриваться на более поздних этапах.

Shisei (осанка, поза) (Концепция работает с самого начала)

Если вы хорошо знакомы с японскими боевыми дисциплинами, то вы без труда сможете отметить временами даже раздражающие особенности свойственные этой концепции.

После многих лет, когда я подвергался жестким инструкциям – “Стой прямо, опусти плечи, подтяни ягодицы! - я могу утверждать, что этот аспект Будо ставит много проблем перед занимающимися, особенно если они не относятся к восточным народам.

Несомненно, что морфологически люди Запада отличаются от людей Востока. Плечи азиатов, даже если они крепкие, обычно опущены вниз от шеи, тогда как у европейцев они часто образуют прямой угол с шеей. Если исходить из того, что европейцы более склонны использовать свои плечи, чем бедра, то это только еще более усиливает напряжение и так высоко расположенных плеч.

Таким образом, возможно, европейцам требуется прикладывать больше усилий, чтобы держать плечи в наиболее низком положении (я подчеркиваю слово “возможно”), и чтобы научиться больше использовать бедра. Спина должна быть прямой, а ступни должны прочно располагаться на земле. Это положение одновременно способствует лучшему дыханию и быстрым движениям.

Но я хотел бы предостеречь тех, кого навязчиво преследует идея Shisei. Кобудо никогда не пропагандировало идеи “роботизации” занимающихся. У каждого своя особенная поза. Это нормально - относиться с уважением к индивидуальному формированию позы при отсутствии осознанного стремления к внесению индивидуальных усовершенствований. Надо отметить, что правильная поза очень эстетична, и что эстетический аспект, не являясь первостепенным, - это важнейший элемент Кобудо. Вместо того чтобы изводить занимающегося из-за плохой позиции тела, я буду лично поощрять его найти способ удерживать баланс в устойчивом положении.

Тренировки на открытом воздухе являются великолепным способом проверить ваш Shisei. Влажная трава, камни, неровный грунт и склоны быстро сумеют изменить вашу стойку. Этот тип упражнений, несомненно, повредит эстетичности вашей техники, но он поможет вам осознать, что в приоритетах Кобудо эстетика не может достигаться ценой эффективности техники, скорее она должна быть дополнением к эффективности.

В концепции Shisei есть и другой аспект, не менее важный, чем первый: ментальная позиция. Эта “внутренняя позиция” отражает достоинство, честность и уважение. Это проявляется в манерах, которые не допускают грубости, неуместных жестов или обмана. Сохранение достоинства в трудные времена и в моменты радости отражает Shisei также как и безупречная физическая поза. Трудно сказать какой из этих двух аспектов является определяющим, но абсолютно точно, что безупречная Shisei может быть достигнута только когда внутренняя и внешняя поза находятся в идеальной гармонии.

Ma-ai (боевая дистанция между противниками) (Работает с парных Kihon)

Ma: дистанция, Ai: гармония. Интерпретация дистанции между противниками, прежде всего, зависит от используемого оружия. В японских боевых дисциплинах Ma-ai определяется чрезвычайно точно. Но будет не правильно говорить о “миллиметрах”. Дрэгер сэнсей любил давать такое объяснение: “Если мой противник может порезать ткань моей одежды, то это только потому, что я могу порезать его кожу. Если он может порезать мою кожу, то только потому, что я могу разрезать его тело. Это правильная Ma-ai.” Поэтому необходимо уделять очень большое внимание Ma-ai начиная с самого первого парного Kihon.

Концепция Ma-ai основывается на следующих четырех моментах:

  1. Способ, которым держится оружие.
  2. Разница в радиусе действия оружия.
  3. Использование Monouchi (20 см кончика оружия).
  4. Дистанция между противниками.

1. Способ держания оружия.

Когда вы держите дзе или бокен, то очень важно сохранять расстояние примерно 20 см от живота до ближайшей руки. Вы должны сознавать, что если это расстояние сокращается со стороны дзе и сохраняется со стороны бокена, то оба оружия будут иметь одинаковый радиус действия. Держа в голове, что бокен представляет “живое” лезвие, становится ясно, что эта ошибка в Ma-ai в реальности будет иметь серьезные последствия.

2. Разница между радиусом действия дзе и радиусом действия бокена.

В Синдо Мусо Рю наиболее важный аспект Ma-ai в дополнительных 22-25 см, на которые дзе длиннее бокена. Большинство техник Дзедо базируется на этой фундаментальной разнице в длине дзе и бокена всего на несколько сантиметров, которая позволяет вашему дзе доставать противника находясь вне радиуса действия его оружия.

3. Использование Monouchi.

Концепция Ma-ai может быть сведена к нулю неправильным использованием оружия при выполнении техник. Не надо быть физиком, чтобы понять, что когда объект вращается вокруг фиксированной оси, то наиболее удаленная от оси точка вращается наиболее быстро и имеет наибольшую силу удара. Поскольку скорость и сила удара важны и для дзе и для бокена, только последние 20 см должны использоваться для удара по цели. Эта область называется “Monouchi” , литературно: (часть) которая наносит удар по объекту.

Для меча та часть лезвия, которая находится между гардой (Tsuba) и Monouchi не имеет иного более важного предназначения, чем удерживать Monouchi там где оно есть. Для дзе ширина диапазона техник такова, что вся поверхность оружия используется в то или иное время. Однако, для ударных техник, принцип использования Monouchi тот же что и для меча.

Одним из лучших способов приобретения опыта использования Monouchi несомненно является разрезание специальных объектов (Tameshigiri) мечем, а для палки, нанесение ударов по гибким но компактным целям.

4. Дистанция между противниками.

Есть три типа дистанций между противниками. Знание того, что подразумевает конкретная дистанция важнее самой дистанции.

Toma: длинная дистанция. Это дистанция между двумя противниками в начале ката или боя. В Cиндо Мусо Рю она варьирует между пятью и десятью метрами (примерно три длины татами). В других традициях она может быть длиннее. Каждый из противников имеет время подумать, отступить или поменять Камае. Это работа сближения, точка невозможности возврата еще должна быть достигнута.

Chikama: близкая дистанция. Ощутимо нарастает интенсивность Zanshin. Камае должны быть согласованны. Это точка, из которой не возможно возвращение. Еще один или два шага, и судьбы двух противников соединятся, к лучшему или к худшему.

Uchima: дистанция разреза (или удара). Также выражаясь через концепцию Issoku-Itto (один шаг, один меч), эта дистанция совпадает с моментом, когда Zanshin достигает высшей точки. В любую долю секунды атака может начаться с любой стороны, если не с двух сторон одновременно. Единственный шаг разделяет Monouchi оружия и его цель. Вместо того чтобы пытаться описать это, я предлагаю вам самим почувствовать невыносимое напряжение Uchima. Выберите противника, оба займите Камае, и вместо немедленного выполнения техники останьтесь в своих позициях на несколько минут в готовности нанести удар на полной серьезности. Этот опыт покажет ваш уровень Zanshin, хладнокровность и способность к быстрым действиям.

Если мы не вдохновлены гиперчувствительностью Ma-ai которая характеризует реальный бой, то мы открываем дверь всем видам заблуждений. К сожалению, совсем нередко можно увидеть учеников, которые наносят удар серединой меча, или сохраняя наивное спокойствие, абсолютно не подозревают, что продолжают стоять на траектории оружия противника. Вы должны ощущать Ma-ai совсем как если бы вы оказались лицом к лицу с диким зверем сидящем на цепи. Всего один шаг за опасную черту и вы жестоко поплатитесь за эту ошибку.

В Дзедо ошибка в Ma-ai со стороны Учидачи (меч) будет иметь пагубные последствия для техники Сидачи (палка). Например, если Учидачи наносит удар серединой лезвия, то Сидачи будет приспосабливать свою технику для сохранения эффективности, делая шаг назад. Так как конечный результат будет удовлетворительным, то ни одна сторона не почувствует необходимости что-нибудь изменить. Это будет началом целого ряда проблем.

Я допускаю, что единственный способ действительно понять концепцию Ma-ai, это время от времени терять часть пальца или носа. Однако я очень надеюсь, что серьезные тренировки позволят усвоить эту концепцию, оставаясь невредимым.